Как выбрать велосипед?

Специально для Lilumi.
Пишу исключительно по памяти, т.к. очень ломает лезть за вспомогательными материалами. Поэтому могут быть неточности.
Итак, вы собрались купить велосипед, но совершенно в них ничего не понимаете. А выбрать как-то надо. С чего начать?
С начала. Давайте определимся, для чего вы хотите велосипед: где и как вы будете кататься?
Если это редкое катание по парковым дорожкам, то тут абсолютно без разницы на чём кататься. Хоть на Дутике (припоминаете детство? Или вы их уже не застали?) с длинным подседельником и высоченным рулём.
Если прельщает скоростной спуск с гор, то вам дорога в даунхилл. Но тут я совершенно не советчик.
Если неспешная езда по городу, то имеет смысл присмотреться к city байкам – достаточно дешёвая и незамысловатая конструкция.
Для поездок за город по дорогам с хорошим покрытием подойдут и MTB, и гибриды, и циклокросс, и шоссейники. Тут уж зависит только от того, с какой скоростью вы хотите перемещаться. Ну, и от ваших возможностей – финансовых и физических)))
Для пересечёнки наиболее подходящими являются MTB. Циклокросс – для гурманов.
Это в общих чертах. Давайте теперь разберёмся более детально (далее буду рассматривать лишь MTB и гибрид, что почти одно и то же).

Рама.
Во-первых, конструкция самой рамы.

  • Хардтэйл подразумевает, что рама (если смотреть сбоку) состоит из двух жёстких треугольников.
  • Софттэйл – задний трегольник “мягкий”. Нет, это не только двухподвес, как многие подумали. Есть и другие варианты софттейла, но они для нас весьма экзотичны и дороги, поэтому я их пропущу. В наших условиях софттэйл – это двухподвес. Т.е. в конструкцию заднего треугольника встроен амортизатор. Для чего это нужно? Отнюдь не для комфорта вашей задницы. Двухподвесы предназначены для катания по сильно пересечённой местности. А амортизатор служит для более быстрого восстановления соприкосновения между колесом и дорогой. Т.о. двухподвес идеален для пересечёнки, но на дороге с хорошим покрытием я бы его не советовал, т.к. та энергия, которая могла бы идти для разгона, идёт на “раскачку” рамы.

Во-вторых, материал рамы.

  • Сталь – рама будет крепкой и достаточно дешёвой, но ужасно тяжёлой. В народе такое называют “утюг” (iron)
  • Алюминий – наиболее популярный материал. Дороже стали, но намного легче.
  • Титан – насколько я знаю, в серийном производстве титановых рам очень мало, но если повезёт отхватить за разумные деньги, то берите не раздумывая. Очень прочная рама, не коррозирует, намного лучше алюминия гасит вибрацию – сказка. Но эта сказка намного дороже алюминия.
  • Карбон – это уже для воинствующих эстетов. Безумно дорогие, но при этом безумно лёгкие. Велосипед с такой рамой может весить 6-10 кг.

Вилка
Вилка – это та часть велосипеда, на которую снизу крепится переднее колесо, а сверху – руль. 🙂
Могут различаться по материалу (аналогично рамам) и наличием/отсутствием амортизатора. По типу амортизатора – пружинные, эластомерные, пневматические, гидравлические и всевозможные комбинации. Как правило, имеют хотя бы одну настройку: блокировку амортизатора. Чем дороже, тем больше настроек/регулировок. Выбор вилок – одна из наиболее холиварных тем на велофорумах.
Колёса.
О колёсах можно говорить очень и очень долго… Пожалуй, не буду грузить техническими подробностями, ограничусь лишь несколькими наиболее актуальными параметрами.

  • Диаметр колёс – 26 (MTB) или 28 (гибрид) дюймов.
  • Ширина – от 23 мм (гибрид) до 58 мм (2,3 дюйма – MTB). Есть, конечно, и шире, и уже, но не массово.
  • Количество спиц – 24-36.

Помимо этого возможны различные втулки, толщина (и профиль!!!) спиц, одинарные/двойные обода и т.д…
Тормоза.
Если не рассматривать раритетные задние втулки, то все тормоза можно разделить на ободные и дисковые.
Из ободных наибольшее распространение получили вибрейки. Плюсы оных – простота в настройке и регулировке, дешевизна расходников. Минусы – быстро загрязняются, в мокрую погоду колодки стираются словно наждачкой, падает эфективность при дефектах обода.
Как-то у меня была ситуация, когда я на хорошей скорости вылетел на убитую обочину, погнул обод переднего колеса. Передний тормоз просто пришлось расстегнуть, т.к. отрегулировать такой зазор было практически невозможно.
Дисковые тормоза, пожалуй, стоит разделить только по типу привода: механический и гидравлический. Выбор “гидравлика vs механика” – ещё одна вечная тема для холиваров. Если кого-то заинтересуют подробности, то можем обсудить позднее.
Лично я остановился на дисковой механике. Она дешевле и проще в обслуживании, чем гидравлика.
Сколько передач у твоего велосипеда?
Многих людей, очень далёких от веломира, этот вопрос интересует прежде всего. Почему – не понимаю. Да, у моего велосипеда 27 передач, но использую я от силы 7-9.
К чему я это? Да к тому, что при выборе велосипеда не стоит заклиниваться на количестве передач. По большому счёту, и кассета (задние звёзды), и система (передние звёзды) – расходники, которые впоследствии потребуют замены. Правда, может понадобиться замена манеток и переключателей, но это не так сложно, как кажется.
Вобщем, про кассету, систему, цепи, манетки, переключатели расписывать не буду, т.к. пока (для вас) это не самый важный фактор при выборе велосипеда.
Так какой же велосипед выбрать?
Положим, вы определились с типом рамы материалом, с тормозами и размерами колёс. Пришли в магазин, а там…
Приблизительно вот так:
Открытие сезона с ВелоПитером. Паром.
И что выбрать из этого обилия?
Что ж, тут стоит отметить, что помимо всех оговоренных параметров существует ещё один: ростовка. И этому параметру стоит уделить особое внимание, т.к. на байке не под ваш рост не так просто добиться правильной посадки.
Существует много раличных советов и методик по подбору велосипеда по росту. Как-то я даже натыкался на интересный калькулятор, который расчитывал все мыслимые и немыслимые размера велосипеда в зависимости от длины рук/ног , роста и веса человека.
Но есть один простой способ. Следует встать между седлом и рулём, разместив велосипед промеж ног. Ежели яйцы (прдон) лежат на раме, то байк велик: можно остаться без потомства при внештатной ситуации. Просвет между верхней трубой рамы и промежностью должен составлять 3-7 см.
Если подбираем девушке, то тут возможен вариант отсутствия яйцев рамы со скошенной верхней трубой переднего треугольника. Подбирать в таком случае следует по тому же правилу, как если бы труба шла горизонтально из места крепления с рулевой колонкой.
Но ни в коем разе на надо покупать по принципу “седло задрал и вперёд”. Даже если у вас рост под 2 метра, имеет смысл поискать байк своей ростовки. Не в этом, так в другом магазине.
“Вот и всё, друзья!” ©

Запись опубликована в рубрике HOWTO с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

25 комментариев на «Как выбрать велосипед?»

  1. lilumi говорит:

    OMG! спасибо огромное, попозже ознакомлюсь с содержанием.

  2. Dandr говорит:

    Да на здоровье)))

  3. Ptah говорит:

    Заложил в закладки. Дома почитаю, давно искал подобную статью. 🙂

  4. Dandr говорит:

    Ptah, мог бы спросить))

  5. Altesack говорит:

    > Если не рассматривать раритетные задние втулки, то все тормоза можно разделить на…
    Это когда тормозишь кручением назад?

  6. Dandr говорит:

    Да. Сейчас их, конечно, делают, но не в таких количествах. Кроме того, есть барабанные тормоза. Вживую не встречал.

  7. Ptah говорит:

    Dandr, пока только думаю, но как только соберусь покупать, обязательно 🙂

  8. Dandr говорит:

    Ptah, договорились)))

  9. Murzilka говорит:

    Эта ссылка ???

  10. Spider говорит:

    Походу взрыв мозга получила я одна!:)

  11. Dandr говорит:

    Мурз, ну ты чего???
    Loreleya – сюда ходи.

  12. Dandr говорит:

    Spider, не, не только ты)))

  13. маяк говорит:

    собственное творчество или копипаст?
    “алюминий” – с одной “л”, коллега!

    посоветуй для моего случая, пожалуйста?
    мне нужно много передвигаться по городу, причём на большие расстояния – 10-30км в день.
    боюсь, что бюджетного “сити-” мне будет маловато. по говнам не езжу совершенно,
    ну то есть даже если и понадобится – не расстроюсь, что придётся переносить велосипед на руках.
    обязательно детское сиденье, желательно сзади.
    к отсутствию амортизатора совершенно привык, есть ли смысл его брать? опять-таки, гасит энергию, которая может быть направлена на разгон.
    передачи. есть ли смысл сэкономить и взять с только-задней звёздочкой? сил много, преодоление рельефа нужно довольно редко, то есть передняя звезда вроде бы как и не нужна?
    про резину тоже говорить не буду, слишком большая тема.
    рассматриваю вариант мелкого апгрейда советского “спутника”.

  14. Dandr говорит:

    “алюминий” – с одной “л”, коллега!
    Позор на мою голову… Спасибо, ща поправлю.
    Творчество моё, не копипаст.
    В твоём случае имело бы смысл поискать вообще советский дорожник. Не шоссуйник, и именно дорожны велосипед. Может, видел такое? Насколько помню, колёса у них были большие, может, даже 28 дюймов, но узкие. Багажник в комплектации шёл. Но только хрен их сейчас найдёшь.
    Всё же, имеет смысл присмотреться к сити и их гибридам. А ещё лучше – поискать touring – туристские велосипеды. Это вот такого плана. Думаю, что-нить подобное бывает и с рулём-палкой.

  15. Dandr говорит:

    ах,да… По поводу передач. Вот смотри, у меня сейчас система (как и у всех) из трёх звёзд. Кассета – на 9, шоссейная. Т.е. диаметр звёзд намного меньше, чем у эмтибишной кассеты. При этом на системе я пользуюсь только одной – самой большой – звездой. Да, с места чуть помедленнее стал уходить, но при этом использую практически все звёзды кассеты.
    Приятель на таком же гибриде хотел поставить систему с одной звездой – не получается: тупо не хватает длины вала каретки.

  16. маяк говорит:

    поискать вообще советский дорожник

    “Спутник”-“Турист” – это ведь дорожники? Шоссейник – это “Старт-Шоссе”, очевидно. Или ты про “Дорожный” и “Украину”? Они же без передач вовсе.

    У меня стоит на лестнице “Спутник”. Колёса большие, узкие. Багажник есть, но хлипкий.
    Спереди одна звезда на нём, да. То есть этого хватит однозначно. Стоит его оживлять? Реально ли поставить дисковые тормоза и, не меняя тип кассет-кареток, заменить в них детали, наевшиеся пыли?

  17. Dandr говорит:

    Я имел в виду именно “Дорожный” – обалденная машина была. “Спутника”, увы, в глаза не видел. Но слышал, что их вполне благополучно реанимируют и ставят современный обвес.

  18. Dandr говорит:

    Кстати, а к чему ты там будешь машинку для диков крепить? Ушей-то, поди, нет?

  19. lilumi говорит:

    Только сейчас дошел до чтения статьи. Спасибо за ликбез, осталось только денег найти на хороший велик

  20. Dandr говорит:

    lilumi, лучше поздно, чем никому! 😉 Рад, если помог))

  21. green card говорит:

    Почему этот вебсайт не имейте другую поддержку языков?

  22. Dandr говорит:

    green card, да я смотрю, на вашем сайте тоже языков не много…

  23. Ptah говорит:

    Вот собрался покупать, что посоветуешь по фирмам-производителям?

  24. Dandr говорит:

    Ptah, ну и вопросы у тебя. Тебя как? Иногда покататься в парке? Или что посерьёзнее?

Добавить комментарий