Вначале определимся с термнологией.
Под горным велосипедом (MTB - mountain bike - в каталогах и прайс листах) понимается модель, имеющая вполне определенный набор характеристик. На сегодня этот "Джентлементский набор" выглядит так:
* прежде всего, это определенная геометрия рамы и отдельных компонентов - рама должна иметь наклонную верхнюю трубу и удлиненный передний треугольник, кареточный узел расположен немного выше обычного. Определенная геометрия рамы предполагает соответствующую удлиненную посадку. Характерным является большое расстояние от промежности человека в стоячем положении до верхней тубы рамы, для чего подседельный штырь должен быть вытащен из рамы минимум на 10-15 см. Наклон туловища при чуть подогнутых руках должен составлять примерно 45 град. При выборе размера рамы эти обстоятельства следует учитывать.
* обязательно наличие большого количества передач наружного типа - 24-27, 3 звезды спереди, 8-9 сзади.
* наличие надежных ободных тормозов V-типа, а также дисковых с гидроприводом или механическим приводом.
* Размер колеса 26", широкие покрышки (1,9-2,5)", обода повышенной прочности с двойными стенками.
* Повышенная прочность компонентов и надежность всей конструкции.
* B заводской комплектации не ставятся багажники, хотя конструкцией это предусмотрено. Крылья чаще всего также не ставятся, хотя возможность установки предусмотрена.
* Определенной формы компоненты - руль (чаще прямой или с небольшим подъемом), вынос (заниженный).
* Навесное оборудование и компоненты более высокого класса.
* Широко применяются амортизаторы.
Изначально задуманные для езды в горах и скоростного спуска, горные велосипеды представляют собой весьма совершенную конструкцию, очень привлекательную для езды в любых внедорожных условиях, особенно по пересеченной местности. При езде по шоссе горный велосипед, разумеется, проигрывает шоссейному 28", но всегда будет впереди односкоростного "дорожника" или тем более "складника".
Резюме. Приобретение горного велосипеда будет оптимальным, если предполагается ездить не только по шоссе. Езда в городских условиях с обилием "бордюрных камней" и просто ям также оптимальна на горном велосипеде (особенно это касается любителей агрессивной езды). MTB просто необходимы для спорта (кросс, скоростной спуск, слалом, триал).
Внедорожный велосипед (ATB - All terrain bike - в каталогах и прайс листах) - во многом напоминает MTB, но имеет некоторые характерные отличия:
* штатно установленные крылья (иногда металлические) и багажник, иногда электрооборудование, подножка.
* геометрия рамы ближе к конфигурации дорожного велосипеда (верхняя труба - горизонтальная, без наклона), передний треугольник короче, посадка на таких велосипедах будет выше.
* количество передач меньше, чем на MTB - (18-21).
* навесное оборудование и компоненты более низкого класса, чем на MTB - размер колеса 26", широкие покрышки (1,9-2,1)"
* амортизаторы применяются, но реже.
Резюме. Приобретение внедорожного велосипеда будет оптимальным, если условия езды аналогичны вышеописанным для MTB, но намечается приоритет туристического стиля езды по отношению к спортивному.( т. е. наличие крыльев и багажника важнее скорости). Кроме того ATB в среднем дешевле "честного" MTB.
Шоссейные велосипеды - (Road bike , в каталогах и прайс листах) - специально приспособленные для езды по гладким твердым покрытиям - шоссе. Характерные черты шоссейного велосипеда:
* Размер колеса 28", узкие покрышки (18-25)мм
* высокая, облегченная рама, укороченная база
* обязательно наличие большого количества передач наружного типа (16-27) 2-3 звезды спереди, 8-9 сзади.
* Клещевые тормоза, определенной формы компоненты - руль (изогнутый), вынос (заниженный), седла жесткие, узкие и длинные
* навесное оборудование и компоненты максимально облегченные.
* отсутствие каких либо амортизаторов.
Городские велосипеды (City bike, Trekking, Hybrid - в каталогах и прайс листах) - представляют собой нечто среднее между ATB и шоссейными велосипедами:
* Размер колеса 28", покрышки умеренно широкие(1,75-1,95)"
* Рамы похожи на ATB, но под колесо 28"
* Компоненты аналогичны MTB/ATB
* Широко применяются тормозные планетарные втулки.
* Обязательными элементами комплектации будут крылья, багажник, электороборудование, подножка.
Резюме. Приобретение городского велосипеда будет оптимальным, если предпологаются умеренные условия эксплуатации - спокойная прогулочная езда, езда по гладким твердым покрытиям хорошего качества, туризм при условии проритета шоссе.
Дорожные и складные и разборные велосипеды.
Наиболее простые и дешевые велосипеды для умереной эксплуатации. По прежнему наиболее массовые вследствие простоты и дешивизны. Как правило, односкоростные, с внутренней тормозной втулкой, обычно укомплектованы крыльями, багажником. Применяются наиболее простые и дешевые комплектующие. Размер колеса (20-28)".
Резюме. Оптимальны при условии минимальных требований к ходовым качествам, а решающий фактор - низкая цена и простота в обслуживании. Покупка велосипедов со складной или еще лучше с разборной рамой целесообразна при необходимости частых перевозок велосипеда на транспорте или в машине. Разборные (ВНИМАНИЕ. Именно разборные, а не складные) велосипеды имеют некоторые преимущества при хранении.
2. А нужен ли мне передний / задний амортизатор?
Все зависит от того, где, сколько и как будете ездить. Если от калитки и до ближайшего ларька, от случая к случаю, то можно вообще без амортизаторов. Если в основном по шоссе, то без амортизаторов даже лучше. А если есть желание ездить много и регулярно, и больше по бездорожью, или просто с определенным комфортом, то желателен передний амортизатор. Хороший передний амортизатор спасает руки и мозг от ударов и вибраций, что немаловажно, но главное - обеспечивает большую устойчивость и управляемость за счет "облизывания" препятствий, более плотного контакта колеса с поверхностью. То же самое касается заднего амортизатора, который также улучшает контакт с дорогой, повышая управляемость и устойчивость. Естественно комфортность езды многократно увеличивается. Но как известно, ничего не бывает даром. Расплатой за все эти преимущества будет повышенный расход Вашей мускульной энергии на раскачку пружин амортизаторов. Некоторый компромисс между легкостью хода и комфортностью обеспечивают амортизаторы с возможностью регулировать жесткость и отскок.
3. Какой системе привода отдать предпочтение - с тормозной втулкой с внутренней системой переключения передач или с безтормозной втулкой с наружной системой переключением передач?
Опять все зависит от того, где, сколько и как ездить. Поэтому рассмотрим достоинства и недостатки той и другой системы.
Достоинства привода с тормозной втулкой и внутренней системой передач на примере компонентов фирмы SRAM/Sachs:
1. Втулка не требует обслуживания, а ее разборка запрещена в принципе.
2. Практически не требуется регулировка и обслуживание
3. Передаточные числа соизмеримы с передаточными числами наружних систем передач.
4. Переключать передачи можно "на месте", хотя само переключение произойдет уже в движении
Недостатки.
1. Довольно большой вес таких втулок (1,3-1,7) кг.
2. Достаточно высокая стоимость узла.
3. В случае поломки (что бывает крайне редко) придется заменить всю втулку, для чего придется переспицевать колесо.
4. Больше трение по сравнению с безтормозными втулками, и как следствие ход будет тяжелее.
5. Управление переключением для внутренних систем пока встречается в основном типа GRIP SHIFT, что не всем удобно.
Резюмe. Приводы такого типа привлекательны для спокойной прогулочной езды в городских и возможно загородных условиях, и в случае, если не лежит душа к занятию тех. обслуживанием.
Достоинства привода с безтормозной втулкой и наружной системой передач.
1. Стоимость привода для недорогих групп получается ниже, замена отдельных компонентов будет значительно дешевле.
2. В среднем привод получается легче, трение во втулке значительно ниже и как следствие - более высокие ходовые качества.
3. Привод обеспечивает более широкий диапазон передаточных соотношений, получается более приемистым.
Недостатки.
1. Требует большего внимания к регулировке и обслуживанию.
2. Невозможно переключение "на месте" и сразу через несколько передач.
Резюмe. Приводы такого типа более оптимальны для спортивного, туристического, внедорожного и агрессивного стилей езды. При этом вопросы обслуживания - не в тягость.
4. Какая рама предпочтительнее - стальная (Hi-Ten, CR-MO), или алюминиевая?
Достоинства и недостатки стальных (Hi-Ten, CR-MO) и алюминиевых рам.
Достоинства стальных (Hi-Ten, CR-MO) рам.
1. В среднем стоят дешевле, чем алюминиевые аналогичного класса и при прочих равных.
2. Более упругие и пружинистые, а потому лучше поглощают вибрации и смягчают удары.
3. Не накапливают статические напряжения ("усталость"), и не разрушаются мгновенно.
4. Допускают самостоятельный ремонт - сварку при наличии оборудования и навыков.
5. Более "накатисты" при правильной геометрии.
Недостатки.
1. Более тяжелые в среднем. Это касается в основном Hi-Ten рам.
2. Подвержены коррозии, особенно изнутри, где не окрашены.
3. Менее приемисты, т.к. менее жесткие, хуже "идут" в гору.
Достоинства рам из аллюминиевых сплавов.
1. В среднем легче стальных (Hi-Ten, CR-Mo).
2. Более жесткие, а значит более приемистые, легче разгоняются, легче идут в гору.
3. Не подвержены коррозии
Недостатки.
1. Более высокая цена, хотя не намного.
2. Более жесткие, а потому менее комфортные, и что особенно важно, требуют более высокой техники езды и не прощают ошибок на виражах.
3. Постепенно накапливают статические напряжения ("усталость"), и разрушаются внезапно, хотя на практике такие случаи довольно редки.
4. Ремонт (сварка) - проблематичен.
Резюме. На выбор рамы во многом влияет стиль езды и ответ на вопрос, что вы хотите получить, а чем готовы пожертвовать. "За" рамы из алюминиевых сплавов еще может быть аргумент привязанности к дизайну - кому то по душе толстые трубы или блестящие полированные поверхности. Но главным и решающим критерием качества любых рам является не металл, из которого она сделана, а ее цена. И чем рама дороже, тем она лучше и совершенно не важно, из какого металла она сделана.
5. Какой размер колеса предпочтительнее : 26" или 28"?
Колеса формата 26" более предпочтительны для внедорожной езды, т.к. при прочих равных получаются более прочными, чем 28". При этом потери на трение будут больше, т.к. на каждый пройденный километр колесо сделает больше оборотов, чем колесо 28". Колеса 28" предпочтительнее для более ровных и качественных поверхностей, шоссе. Обеспечивая лучшие скоростные характеристики, они менее прочны, чем 26" при прочих равных.
6. Какие преимущества дают двойные обода с АЭРО-формой на велосипедах PANTHER?
На большинстве MTB моделей и некоторых треккинговых моделях концерна PANTHER устанавливаются колеса с двойным ободом и АЭРО формой - DYNAMIC (фирма Grunert - Германия) . Такие обода имеют двойные стенки (см.рис.), а потому они намного прочнее и жестче обычных, одностенных ободов. Кроме того такие обода имеют улучшенную аэродинамику, что впрочем, в основном сказывается на высоких скоростях.
7. Что лучше - вращающиеся переключатели скоростей GRIP SHIFT или рычажковые Rapid Fire?
В отношении надежности оба варианта примерно обинаковы. Здесь выбирают, кому что удобнее. В среднем, переключатели GRIP SHIFT дешевле RAPID FIRE, но переключатели RAPID FIRE удобнее в работе. В некоторых случаях например Down Hill - скоростной спуск и в некоторых других экстремальных дисциплинах предпочтительнее GRIP SHIFT, т.к. там нет выступающих ручек, и соответственно нечего ломать.
8. Почему на велосипедах PANTHER правая тормозная ручка управляет передним тормозом, а левая задним?
В Германии, для кого в основном делаются велосипеды PANTHER, установлен такой стандарт. Поменять положение ручек можно перекинув тросса с ручки на ручку. Процедура займет 5-10 мин.
9. Зачем мне 27 (24, 21, 18) передач? Может быть достаточно 3 (5, 7).
Это опять к вопросу, где, как и сколько ездить. Если от случая к случаю и по прямой, то одной передачи вполне достаточно. Но если ездить для удовольствия, быстро и много, то лишних передач не бывает. Чем их больше, тем быстрее и плавнее происходит переключение. Кроме того, качественные приводы по определению не выпускаются менее чем на 24 передачи. К тому же следут помнить о запрещенных комбинациях, при которых цепь идет на перекос. (см. инструкцию на велосипеды PANTHER)
10. Что и как нужно обслуживать в современных велосипедах?
Обслуживанию подлежат в основном элементы привода - цепь, звезды, переключатели. Прежде всего их надо содержать в чистоте и регулярно смазывать цепь. Смазывать цепь надо так, чтобы масло было только внутри звеньев, для чего цепь после смазки надо протирать насухо. Переключатели привода регулировать по необходимости - если плохо переключаются передачи или появились посторонние звуки. Разумеется следует следить за давлением в камерах, состоянием тормозов, люфтами в подвижных частях. В отношении колес, то если они собраны на двойных ободах и их изначально правильно протянуть, то проблем не будет долго.
11. Чем отличается складной велосипед от разборного и что лучше?
Складной велосипед отличается от разборного прежде всего тем, что при складывании рамы пополам он в объеме меньше не становится и проблему перевозки и хранения почти не решает. Разборные рамы наших велосипедов отличаются принципиально тем, что велосипед разбирается на 2 примерно равные половинки, что гораздо удобнее при транспортировке и хранении. И главное, разборный узел гораздо проще и прочнее складного, что подтверждается фактом - ни одной поломки за все время продаж